Александр Елагин: Между театром и футболом

ЧМ-2018 открылся матчем Россия — Саудовская Аравия, который комментировал Александр Елагин / Фото: Агентство «Москва»

Телекомментатор и актёр рассказал «ВО», легко ли служить сразу двум музамВ жизни коренного москвича Александра Елагина, выпускника международного отделения факультета журналистики МГУ, случалось всякое. Приходилось браться за любую работу, чтобы прокормить семью: почту разносить, улицы подметать, но благодаря знакомым он обзавёлся полезными связями и даже попал в группу референтов Валентины Терешковой. А потом в его жизни появилась театральная сцена, ещё позже — телевизионный микрофон. Сейчас Елагин комментирует футбольные матчи на телеканале «Матч ТВ», а ещё он — ведущий актёр театра «У Никитских ворот», заслуженный артист России.

Мы с ним знакомы давно и давно на ты.

Два слова о счастье

— Ты комментировал на Первом канале матч между Россией и Саудовской Аравией — открытие чемпионата мира по футболу — вместе с Леонидом Слуцким. Чувствовал, что это действительно исторический матч? Было какое-то волнение?

— Конечно. Это подарок судьбы. Такое бывает раз в жизни. Меня, кстати, перед нашей совместной работой Слуцкий спросил: а что лучше — этот матч или финал? Я для себя однозначно решил и ответил ему, что финал — это, конечно, прекрасно, и всё же… Тут есть важнейший момент, и это надо прочувствовать. Сборная твоей страны играет в стартовом матче. Ты это комментируешь. Представляешь, какой интерес? К игре, к каждому твоему слову. Эту игру страна ждала столько лет, сколько было волнений! А финал? Будет ли там сборная России? Так что на меня тогда свалилась манна небесная.

Деньги и английский чемпионат

— Многим людям, которые слушают твои репортажи, нравятся твой стиль, манера говорить, тембр голоса. Видно, что ты обстоятельно готовишься к каждому матчу. Может быть, как-то сказывается твоя другая профессия — театральный актёр? И где-то эти профессии пересекаются, дополняют друг друга?

— Тут всё проще. Я всегда футболом интересовался. Когда я стал в своё время комментировать ещё на РЕН ТВ — это было дело случая. Мне тогда просто повезло. Пригласили, я стал работать. Ничего романтизировать не надо. Времена помнишь? 1990-е годы. Нищета кругом. Зарплаты копеечные, жить не на что. А мне повезло. Была на РЕН ТВ программа «Жиллетт спорт», там платили неплохо. А потом появился английский футбол. Я стал больше интересоваться, готовиться, делать какие-то наработки. То есть база, основа для ведения матчей английского чемпионата уже появилась. Хотя поначалу всё давалось очень тяжело. Опыта никакого. Вот сейчас на телевидении идёт поток футбольных матчей чемпионатов разных стран. А тогда ты работал раз от разу. Я всегда любил английский футбол. Но как можно было что-то собирать о нём в советское время?

Польза мелочей

Премьера спектакля «Человек-волк» в театре «У Никитских ворот» / Фото: РИА Новости

Премьера спектакля «Человек-волк» в театре «У Никитских ворот» / Фото: РИА Новости

— Кстати, ты же тогда уже работал в театре, правильно?

— Конечно. Я в театре с 1989 года.

— То есть постановка голоса пошла оттуда, с театральной сцены?

— Ну, мне-то никто ничего не ставил. Главный мой учитель в ту пору — телевидение Советского Союза. Я тогда не пропускал ни одного матча. Смотрел и слушал Николая Озерова, Яна Спарре. Слушал, вырабатывал свой стиль, подражал в чём-то. От этого никуда не деться. А знаешь, где я чувствовал себя просто потрясающе? На так называемой «Семёрке» — «7 ТВ». Благодаря этой «Семёрке» я восемь раз был в Лондоне, оттуда комментировал Кубок Англии, Кубок Английской лиги… Я первый российский комментатор, который провёл прямой репортаж со знаменитого нового «Уэмбли».

— Долго готовишься к эфирам?

— Часов пять-шесть иногда. Футбол в Англии — это не просто игра. Матчи же нередко привязываются к каким-то политическим событиям, перекликаются с ними. Допустим, футболисты встают перед игрой в кружок, обнявшись. Я должен объяснить, почему так. Или камера выхватывает на трибуне какое-нибудь лицо. Один комментатор делает вид, что просто не заметил, кто это, другой пропустил по какой-то причине. А я эти лица изучаю. Это — президент такого-то клуба, а вот это — легенда прошлых лет. Всё надо давать воедино, потому что таковы антураж, атмосфера английского футбола.

О роли роли

— Твоя театральная деятельность никогда не мешала телевизионной?

— Мешать? Нет. Я бы сказал по-другому. Бывает, что по времени эти две профессии как бы накладываются друг на друга. Приходится иногда пропускать какие-то матчи.

— Значит, приоритет — театру?

— Театру. Ты же репетируешь там одну роль на протяжении, скажем, полугода. И ты не можешь подвести людей. Всегда проще найти подмену на какой-то матч, нежели в спектакле, где от тебя зависит твой партнёр. Но я стараюсь как-то уходить от этих наложений по времени, заранее предупреждать на телевидении, что у меня, допустим, в такое-то время будет спектакль.

— У тебя ведь своя интересная история актёрской деятельности. Насколько помню, ты ещё играл в студенческом театре МГУ под руководством Романа Виктюка. Так?

— С театром я познакомился ещё в школьные годы. Это был Народный театр ЗИЛ. Оттуда вышли такие звёзды, как Василий Лановой, Вера Васильева, Валерий Носик. А в студенческом — всё верно — играл у Романа Григорьевича. В 1970-х годах у нас был великолепный студенческий театр с интересным репертуаром. Тогда туда Фима Шифрин пришёл, между прочим. А потом жизнь развела: каждый пошёл своей дорогой. Если бы хозрасчёт появился чуть раньше и пришёл бы к нам, то у нас мог бы получиться один из лучших театров в России.

— Ты говоришь, что многие тогда пошли своей дорогой. Кто, например?

— Ну, например, Володька Юматов, мой близкий друг, народный артист России. Сейчас он в «Ленкоме» работает, много снимается. Мы вместе были у Виктюка. Кстати, Роман Григорьевич, помнится, ещё в 1976-м пригласил меня на главную роль в первом телевизионном спектакле под названием «Мой друг Моцарт». И тогда моими партнёрами там стали Маргарита Терехова, Леонид Марков… С Александром Филиппенко работал у Марка Розовского.

Для Гамлета я оказался стар

— Играешь ты под фамилией Масалов?

— Да. В театре я всегда Масалов. Тут как получилось? Я был недолго на канале 2х2. И тут меня параллельно пригласили комментировать матчи Английской лиги. Тогда я и взял фамилию матери — Елагин, чтобы не светиться лишний раз.

— Как работается с Марком Розовским?

— Работалось и работается просто гениально. Я считаю, что мне дико повезло работать с такими режиссёрами, с такими личностями, которые оставляют свой след в душе, в профессии на всю жизнь.

— Все свои роли в театре помнишь? Много сыграл?

— Скажу так: ролей пятнадцать мирового репертуара. Роли грандиозные. Чехов, Толстой, Достоевский… Ну и заслуженным артистом Российской Федерации я стал не за выслугу лет, а за свои роли. Раскольников в «Преступлении и наказании», Лопахин в «Вишнёвом саде», Войниц­кий в «Дяде Ване», Каренин в «Анне Карениной»…

— А как же Гамлет?

— Дали бы и Гамлета, наверное. Но его уже поздно у нас ставили. Тут я по возрасту не подходил. Но и без Гамлета было много безумно интересных работ. Мы с Розовским объездили с гастролями весь Советский Союз, всю Россию, пол-Европы.

— Кстати, Розовский ведь сам известный футбольный болельщик?

— Да, он за «Спартак» болеет.

— А ты ведь за «Динамо»? Конфликт?

— Нет! Мы в театре стараемся не обсуждать футбольные дела. Да это там никого и не волнует. Мне в театре не до футбола.

Источник ➝

Депутаты Мосгордумы выразили желание посетить Московский НПЗ

Заседание / Фото: Пресс-служба МНПЗ

Успехи модернизации завода отметила председатель комиссии по межпарламентскому сотрудничеству Мосгордумы Людмила Стебенкова

В Московской городской Думе по инициативе комиссии по межпарламентскому сотрудничеству состоялось совместное заседание представителей экологических комиссий парламентов Москвы и Московской области. Депутаты, представители структур экомониторинга двух регионов и эксперты обсудили планы развития совместного контроля качества воздуха Московского региона. На заседание пригласили представителей предприятий городского хозяйства столицы, в частности, обсудили и модернизацию Московского нефтеперерабатывающего завода.

С 2011 года идет модернизация завода. Предприятие внедрило комплексную систему экологического мониторинга. За состоянием воздуха следят специалисты в лабораториях и передвижных станциях. Также на заводе впервые в России установили автоматизированную систему мониторинга воздуха. Система следит за показателями и направляет их в режиме онлайн в надзорные органы. Кроме того, в районе Капотня для жителей установлен светодиодный экран, на котором отображаются все показатели.

Успехи модернизации завода отметила председатель комиссии по межпарламентскому сотрудничеству Мосгордумы Людмила Стебенкова. По ее словам, МНПЗ стремится стать таким же, как городские нефтеперерабатывающие заводы в Европе.

— Московский НПЗ провел серьезную модернизацию: это и новейшие очистные сооружения и такой показатель экологичности производства как зайцы, бобры, лебеди — они не живут в плохой экологической обстановке.

Итогами модернизации завод делится в рамках программы визитов, за 2 года предприятие посетило больше 80 делегаций. Визиты для профессиональных экологов, жителей и депутатов включают в себя серьезное знакомство с наилучшими доступными технологиями предприятия.

— Такой подход — пример открытого и прозрачного информирования жителей о том, как работает предприятие. Этими практиками мы на регулярной основе делимся с коллегами из Московской области — отметил руководитель программы экологической модернизации Московского НПЗ Юрий Ерохин.

Собянин открыл ежегодный городской фестиваль «Московская масленица»

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх