Последние комментарии

  • григорий сотников18 февраля, 19:42
    а по-русски фестиваль никак нельзя назвать?Фестиваль «Battle сани» в Сокольниках приурочат к Дню защитника Отечества
  • Юра Чуприн8 февраля, 9:32
    да у нас в Краснодарском крае( льготы)зто  на оплату лифта и транспортный налог, так что надежда что примут такое реш...Ветеранам и инвалидам будет выплачена единовременная материальная помощь в связи с 30-й годовщиной вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана
  • Семен Борисов7 февраля, 19:02
    А в регионах должно быть принято своё распоряжение(от губернаторов исходящее),это же Москва,у них деньги есть.За это ...Ветеранам и инвалидам будет выплачена единовременная материальная помощь в связи с 30-й годовщиной вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана

Александр Елагин: Между театром и футболом

ЧМ-2018 открылся матчем Россия — Саудовская Аравия, который комментировал Александр Елагин / Фото: Агентство «Москва»

Телекомментатор и актёр рассказал «ВО», легко ли служить сразу двум музамВ жизни коренного москвича Александра Елагина, выпускника международного отделения факультета журналистики МГУ, случалось всякое. Приходилось браться за любую работу, чтобы прокормить семью: почту разносить, улицы подметать, но благодаря знакомым он обзавёлся полезными связями и даже попал в группу референтов Валентины Терешковой.

А потом в его жизни появилась театральная сцена, ещё позже — телевизионный микрофон. Сейчас Елагин комментирует футбольные матчи на телеканале «Матч ТВ», а ещё он — ведущий актёр театра «У Никитских ворот», заслуженный артист России. Мы с ним знакомы давно и давно на ты.

Два слова о счастье

— Ты комментировал на Первом канале матч между Россией и Саудовской Аравией — открытие чемпионата мира по футболу — вместе с Леонидом Слуцким. Чувствовал, что это действительно исторический матч? Было какое-то волнение?

— Конечно. Это подарок судьбы. Такое бывает раз в жизни. Меня, кстати, перед нашей совместной работой Слуцкий спросил: а что лучше — этот матч или финал? Я для себя однозначно решил и ответил ему, что финал — это, конечно, прекрасно, и всё же… Тут есть важнейший момент, и это надо прочувствовать. Сборная твоей страны играет в стартовом матче. Ты это комментируешь. Представляешь, какой интерес? К игре, к каждому твоему слову. Эту игру страна ждала столько лет, сколько было волнений! А финал? Будет ли там сборная России? Так что на меня тогда свалилась манна небесная.

Деньги и английский чемпионат

— Многим людям, которые слушают твои репортажи, нравятся твой стиль, манера говорить, тембр голоса. Видно, что ты обстоятельно готовишься к каждому матчу. Может быть, как-то сказывается твоя другая профессия — театральный актёр? И где-то эти профессии пересекаются, дополняют друг друга?

— Тут всё проще. Я всегда футболом интересовался. Когда я стал в своё время комментировать ещё на РЕН ТВ — это было дело случая. Мне тогда просто повезло. Пригласили, я стал работать. Ничего романтизировать не надо. Времена помнишь? 1990-е годы. Нищета кругом. Зарплаты копеечные, жить не на что. А мне повезло. Была на РЕН ТВ программа «Жиллетт спорт», там платили неплохо. А потом появился английский футбол. Я стал больше интересоваться, готовиться, делать какие-то наработки. То есть база, основа для ведения матчей английского чемпионата уже появилась. Хотя поначалу всё давалось очень тяжело. Опыта никакого. Вот сейчас на телевидении идёт поток футбольных матчей чемпионатов разных стран. А тогда ты работал раз от разу. Я всегда любил английский футбол. Но как можно было что-то собирать о нём в советское время?

Польза мелочей

Премьера спектакля «Человек-волк» в театре «У Никитских ворот» / Фото: РИА Новости

Премьера спектакля «Человек-волк» в театре «У Никитских ворот» / Фото: РИА Новости

— Кстати, ты же тогда уже работал в театре, правильно?

— Конечно. Я в театре с 1989 года.

— То есть постановка голоса пошла оттуда, с театральной сцены?

— Ну, мне-то никто ничего не ставил. Главный мой учитель в ту пору — телевидение Советского Союза. Я тогда не пропускал ни одного матча. Смотрел и слушал Николая Озерова, Яна Спарре. Слушал, вырабатывал свой стиль, подражал в чём-то. От этого никуда не деться. А знаешь, где я чувствовал себя просто потрясающе? На так называемой «Семёрке» — «7 ТВ». Благодаря этой «Семёрке» я восемь раз был в Лондоне, оттуда комментировал Кубок Англии, Кубок Английской лиги… Я первый российский комментатор, который провёл прямой репортаж со знаменитого нового «Уэмбли».

— Долго готовишься к эфирам?

— Часов пять-шесть иногда. Футбол в Англии — это не просто игра. Матчи же нередко привязываются к каким-то политическим событиям, перекликаются с ними. Допустим, футболисты встают перед игрой в кружок, обнявшись. Я должен объяснить, почему так. Или камера выхватывает на трибуне какое-нибудь лицо. Один комментатор делает вид, что просто не заметил, кто это, другой пропустил по какой-то причине. А я эти лица изучаю. Это — президент такого-то клуба, а вот это — легенда прошлых лет. Всё надо давать воедино, потому что таковы антураж, атмосфера английского футбола.

О роли роли

— Твоя театральная деятельность никогда не мешала телевизионной?

— Мешать? Нет. Я бы сказал по-другому. Бывает, что по времени эти две профессии как бы накладываются друг на друга. Приходится иногда пропускать какие-то матчи.

— Значит, приоритет — театру?

— Театру. Ты же репетируешь там одну роль на протяжении, скажем, полугода. И ты не можешь подвести людей. Всегда проще найти подмену на какой-то матч, нежели в спектакле, где от тебя зависит твой партнёр. Но я стараюсь как-то уходить от этих наложений по времени, заранее предупреждать на телевидении, что у меня, допустим, в такое-то время будет спектакль.

— У тебя ведь своя интересная история актёрской деятельности. Насколько помню, ты ещё играл в студенческом театре МГУ под руководством Романа Виктюка. Так?

— С театром я познакомился ещё в школьные годы. Это был Народный театр ЗИЛ. Оттуда вышли такие звёзды, как Василий Лановой, Вера Васильева, Валерий Носик. А в студенческом — всё верно — играл у Романа Григорьевича. В 1970-х годах у нас был великолепный студенческий театр с интересным репертуаром. Тогда туда Фима Шифрин пришёл, между прочим. А потом жизнь развела: каждый пошёл своей дорогой. Если бы хозрасчёт появился чуть раньше и пришёл бы к нам, то у нас мог бы получиться один из лучших театров в России.

— Ты говоришь, что многие тогда пошли своей дорогой. Кто, например?

— Ну, например, Володька Юматов, мой близкий друг, народный артист России. Сейчас он в «Ленкоме» работает, много снимается. Мы вместе были у Виктюка. Кстати, Роман Григорьевич, помнится, ещё в 1976-м пригласил меня на главную роль в первом телевизионном спектакле под названием «Мой друг Моцарт». И тогда моими партнёрами там стали Маргарита Терехова, Леонид Марков… С Александром Филиппенко работал у Марка Розовского.

Для Гамлета я оказался стар

— Играешь ты под фамилией Масалов?

— Да. В театре я всегда Масалов. Тут как получилось? Я был недолго на канале 2х2. И тут меня параллельно пригласили комментировать матчи Английской лиги. Тогда я и взял фамилию матери — Елагин, чтобы не светиться лишний раз.

— Как работается с Марком Розовским?

— Работалось и работается просто гениально. Я считаю, что мне дико повезло работать с такими режиссёрами, с такими личностями, которые оставляют свой след в душе, в профессии на всю жизнь.

— Все свои роли в театре помнишь? Много сыграл?

— Скажу так: ролей пятнадцать мирового репертуара. Роли грандиозные. Чехов, Толстой, Достоевский… Ну и заслуженным артистом Российской Федерации я стал не за выслугу лет, а за свои роли. Раскольников в «Преступлении и наказании», Лопахин в «Вишнёвом саде», Войниц­кий в «Дяде Ване», Каренин в «Анне Карениной»…

— А как же Гамлет?

— Дали бы и Гамлета, наверное. Но его уже поздно у нас ставили. Тут я по возрасту не подходил. Но и без Гамлета было много безумно интересных работ. Мы с Розовским объездили с гастролями весь Советский Союз, всю Россию, пол-Европы.

— Кстати, Розовский ведь сам известный футбольный болельщик?

— Да, он за «Спартак» болеет.

— А ты ведь за «Динамо»? Конфликт?

— Нет! Мы в театре стараемся не обсуждать футбольные дела. Да это там никого и не волнует. Мне в театре не до футбола.

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх